В древнерусском ювелирном производстве ковочные работы имели широчайшее применение. Большого мастерства достигли кузнецы в выковке тонких и тончайших листов серебра и золота, применяемых для изготовления различных поделок. Так, для перегородчатой эмали они выковывали золотые пластинки тол Шиной до сотых долей миллиметра.
Наряду со свободной ковкой русские кузнецы широко использовали в работе также процесс штамповки, позволяющий с помощью специальных штампов или матриц оттискивать на тонких листах серебра, золота и меди рельефный рисунок. Появление штампованных изделий прослеживается с X в.
Для этих целей применяли медные и стальные матрицы, имеющие выпуклый рисунок. Процесс штамповки осуществлялся следующим образом. На матрицу накладывался обрабатываемый лист металла. На него ставилась свинцовая пластина (подушка), по которой кузнец-штамповщик ударял деревянным молотом. Под ударами молота пластичный свинец, с находящимся под ним серебряным листом, заполнял все углубления матрицы.
На обрабатываемом серебряном листе отштамповывался рельефный рисунок, повторяющий рисунок матрицы. Подобная свинцовая пластина диаметром 6 см, обтянутая прочным железным кольцом обнаружена археологами в Вышгороде. На одной стороне этой пластины остались следы ударов молота, а на другой – углубление, отвечающее средним размером матрицы от кол тов.
Железное кольцо предохраняло свинцовую подушку от расплющивания при ударах молота. В результате штамповки получалась пластинка, на лицевой стороне которой оттискивался рисунок матрицы, а на оборотной стороне – тот же рисунок в негативной форме.
В последующем этот способ штамповки был усовершенствован в результате применения винтовых прессов, значительно ускоривших технологический процесс тиснения.
Развитие в X-XI ее. на Руси техники штамповки обусловливалось широким распространением искусства черни по серебру, для которой требовался выступающий рельефный рисунок и углубленный фон. Штамповку применяли не только для изготовления колтов, но и других изделий – криновидные лилиевидные подвески к ожерельям, бляшки для украшения одежд, пластины для окладов книжных переплетов (XIII в.).
В этот же период появляется процесс так называемого басменного тиснения, состоящий в том, что большие листы меди и серебра многократно штамповались одной или несколькими матрицами, образующими сплошной ложно-чеканный узор на широкой площади. В результате появления процесса штамповки в ряде случаев отпала необходимость в применении плоской чеканки.
Использование матриц для тиснения позволило осуществить массовое производство штампованных изделий, что сыграло важную роль в развитии техники штамповки в дальнейшем.